План-конспект учебного занятия по русскому языку (обучение письму) на тему «Строчная буква э».
Цель: знакомить учащихся с написанием строчной буквы э.
Задачи:
1 Развивать умение правильно писать рукописный вариант строчной буквы э;
- Развивать графомоторные умения, мелкую моторику;
- Развивать произвольное внимание, зрительное восприятие, мыслительные операции (анализ, синтез);
- Воспитывать аккуратность, старательность при выполнении заданий.
Оборудование: предметные картинки, прописи, муляжи букашек, ноутбук, смайлики.
Ход урока:
- Организационный момент.
Ритуал приветствия «Улыбнись друзьям».
2. Упражнение на развитие зрительно-пространственной ориентировки «Весёлые букашки»:
- Букашка сидит в верхнем левом углу парты (учащиеся перемещают муляж по инструкции);
- Букашка переползла в центр столешницы;
- Букашка спряталась под партой;
- Букашка сидит в нижнем правом углу столешницы;
- Букашка спряталась в правый кулачок.
3. Актуализация знаний об изученных буквах.
- На доске записаны буквы. Нужно найти и вычеркнуть лишнюю букву.
а, т, о, и, у (лишняя буква т, потому что обозначает согласные звуки).
II. 1. Работа с предметными картинками у доски.
- На доске – картинки. Предлагаю назвать изображения и определить первый звук в названиях изображений (экскаватор, эльф, эскимо, эхо).
- Звук «э» - гласный или согласный? Попробуем его пропеть, прокричать? Есть ли преграда во рту? Звук гласный, обозначаем его символом – красный полукруг.
«Э-э-э» - так кричит эхо в лесу (вывешивается символ звука «Эхо»).
- Звук «э» обозначаем на письме буквами Э, э, о которых мы говорили на уроке чтения.
2. Целеполагание.
- Сегодня мы с вами должны научиться писать строчную букву э.
3. Сравнение печатной и письменной буквы э. (вывешивается образец печатной и прописной строчной буквы э)
- На что похожа буква э? (половина овала с чертой посередине)
- Чем отличаются прописная и рукописная буквы? (пишется в рабочей строке, есть наклон)
4. Графический анализ буквы.
- Из каких элементов состоит буква э? (из полуовала и плавной линии)
- Конструирование буквы из элементов.
5. Повторение правил посадки при письме и правил письма.
6. Показ написания строчной буквы э учителем (быстрое целостное написание, медленное написание с подробным объяснением)
- Строчную букву э начинаем писать чуть выше середины рабочей строки. Пишем полуовал: слева направо прописываем закругление, касаемся верхней линейки, ведём полуовальную линию вниз, закругляем влево, коснувшись нижней линейки. На середине строки прописываем слева направо горизонтальную черту и соединяем её с полуовалом.
7. Музыкальная видеофизминутка «Самолёт».
8. Письмо строчной буквы э:
- Письмо в воздухе, на поверхности парты;
- Письмо по манной крупе;
- Письмо по прописи (обводим образец);
- Самостоятельное письмо буквы
Зрительная гимнастика (с опорой на плакат)
- Письмо сочетания ээ, слогов эм, эт, слов это, эхо.
- Нам нужно научиться соединять букву э с другими буквами (показываем образец письма у доски).
э+э – верхнее соединение
э+м – нижнее соединение («буквы держатся за руки»)
эхо, это – записываем слова по следам анализа.
III. 1. Итог урока.
- Какую букву мы научились писать на уроке?
- В каких словах встречается буква э?
- Что получилось, что не получилось?
- Анализ детских работ с поощрением («получаем смайлик»).
2. Рефлексия «Выбери смайлик по настроению»