Все люди без какой либо дискриминации имеют основные права и свободы. Все права человека универсальны вне зависимости от государственного строя или международного статуса страны. Эти права человек имеет везде, где бы он не находился. Они охраняются международным правом.
Права человека – это субъективные права, выражающие реальные возможности индивида удовлетворять свои жизненные потребности и интересы.
Права гражданина – это совокупность прав и свобод, закрепляемая в отношении своих граждан.
Конституция Республики Беларусь принята 15 марта 1994 года, в 1996 году на республиканском референдуме в нее были внесены изменения и дополнения. Правовой статус гражданина закреплен в разделе 2 « Личность, общество, государство»
Личные права и свободы:
- право на жизнь;
- право на свободу, неприкосновенность и достоинство личности;
- презумция невиновности;
- право не давать показания против себя, членов своей семьи, близких родственников;
- право на защиту от законного вмешательства в личную жизнь;
- право на неприкосновенность жилища;
- право свободно передвигаться и выбирать место жительства;
- свобода совести;
- право на защиту семьи, материнства, отцовства и детства.
Политические права и свободы:
- свобода мнений, убеждений и их свободное выражение;
- право на получение, хранение и распространение полной, достоверной и своевременной и
информации о деятельности государственных органов, о политической, экономической, культурной, международной жизни общества, состоянии окружающей среды;
- свобода собраний, митингов, демонстраций, уличных шествий;
- право на свободу объединений;
- право на участие в решении государственных дел;
- право избирать и быть избранным в государственные органы;
- право равного доступа к любым должностям в государственных органах;
- право направлять личные или коллективные обращения в государственные органы.
Социально-экономические и культурные права:
- право на труд;
- право за вознаграждение за труд;
- право на отдых;
- право собственности;
- право на охрану здоровья;
- право на благоприятную окружающую среду и на возмещение вреда, причиненного нарушением этого права;
- право на социальное обеспечение;
- право на жилище;
- право на образование;
- право сохранять свою национальную принадлежность;
- право на участие в культурной жизни.
Обязанность – это определенный круг возложенных на кого - нибудь действий, безусловных для выполнения, это мера должного поведения. Каждый человек выполняет какие-либо обязанности.
Обязанности личности:
- каждый, кто находится на территории Республики Беларусь, обязан соблюдать ее Конституцию, законы и уважать национальные традиции;
- каждый обязан уважать достоинство, права, свободы, законные интересы других лиц;
- каждый обязан беречь историко-культурное, духовное наследие и другие национальные ценности;
- охрана природной среды – долг каждого;
- граждане Республики Беларусь обязаны принимать участие в финансировании государственных расходов путем уплаты государственных налогов, пошлин и иных платежей;
- защита Республики Беларусь – обязанность и священный долг гражданина Республики Беларусь;
- никто не может быть принужден к исполнению обязанностей, не предусмотренных Конституцией Республики Беларусь и ее законами, либо к отказу от своих прав.
Правонарушения делятся на проступки и преступления. Существуют отдельные положения об административных правонарушениях, они рассматриваются как более мелкие, чем преступления, запрещенные деяния. Преступления и проступки различаются предусмотренными за них мерами воздействия на нарушителя.
За преступления применяются виды наказаний, предусмотренных в Уголовном кодексе: общественные работы, штраф, исправительные работы, арест, лишение свободы, пожизненное заключение, смертная казнь и т.д.( преступлением является создание ситуации, угрожающей жизни, здоровью или имуществу, например действия приводящие к разрушению строения или обвалу земли, снега, распространения порнографии, оскорбление, доведение до самоубийства, подделка документов, надругательство над государственными символами и др.)
За правонарушения применяются меры административных взысканий, предусмотренных Кодексом об административных правонарушениях: предупреждение, штраф, лишение специального права и др. (правонарушения – шум, гул, громкая музыка в ночное время, плохое освещение транспортного средства; передвижение даже на велосипеде в нетрезвом состоянии; непристойное поведение; нарушение правил прописки; выгул собаки в общественном месте без присмотра, натравление собаки и др.)
По Конституции Республики Беларусь правосудие в Беларуси вершит суд и только суд.
Основания постановки правонарушителей на учёт в инспекцию по делам несовершеннолетних (ИДН)
На учёт в ИДН ставятся несовершеннолетние:
1) употребляющие наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача, токсические вещества, а также спиртные напитки;
2) совершившие правонарушение, которое повлекло применение к ним мер административной ответственности;
3) совершившие правонарушение до достижения возраста, с которого наступает административная ответственность, либо неоднократно совершавшие антиобщественные поступки;
4) освобождение от уголовной ответственности в силу утраты деянием общественной опасности (в связи с деятельным раскаянием, примирением с потерпевшим) с передачей их под наблюдение родителей или лиц, их заменяющих;
5) совершившие общественно опасное деяние до достижение возраста, с которого начинается уголовная ответственность;
6) совершившие общественно опасное деяние и неподлежащее уголовной ответственности вследствие отставания в умственном развитии, не связанного с болезненным психическим расстройством;
7) подозреваемые, а также обвиняемые в совершении преступлений, в отношении которых избраны меры пресечения, не связанные с заключением под стражу;
8) систематически самовольно уходящие из семьи в возрасте до шестнадцати лет;
9) осуждённые за совершение преступлений, не представляющих большой опасности, или впервые совершившие менее тяжкое преступление и освобождение судом от наказания с применением принудительных воспитательного характера;
10) вернувшиеся из специальных учебно-воспитательных и лечебно-воспитательных учреждений;
11) осуждённые к общественным работам, исправительным работам или иным видам наказания, не связанные с лишением свободы;
12) уголовно-досрочно освобождение от отбывания наказания;
13) освобождённые от наказания вследствие акта амнистии и акта помилования;
14) получившие отсрочку исполнения от отбывания наказания;
15) освобождённые из учреждений уголовно-исполнительной системы МВД;
16) осуждённые с условным неприменением наказания;
17) родители, которых злостно не выполняют обязанности, возложенные на них в связи с правонарушениями, совершёнными их детьми, а также родители, которых отрицательно влияют на детей.
ОСНОВАНИЯ ПОСТАНОВКИ УЧАЩИХСЯ НА ВНУТРИШКОЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ
(ВШК)
- Систематическая неуспеваемость учащегося по всем или отдельным предметам.
- Систематические пропуски уроков либо уходы без уважительной причины, бродяжничество.
- Регулярные нарушения дисциплины и порядка в классе, школе, общественных местах, дома и т.п.
- Эпизодические или постоянные грубые нарушения дисциплины в школе, оскорбительные поступки в отношении товарищей, учителей, посторонних людей.
- Склонность учащегося к совершению правонарушений, преступлений.
- Состояние здоровья учащегося: неадекватное поведение, отклонение в психике.
- Принадлежность учащегося к сомнительной компании сверстников или взрослых, ведущих антиобщественный, аморальный образ жизни.
- Неблагополучная обстановка дома.
К неблагополучным относятся семьи, в которых родители:
- уклоняются от выполнения своих обязанностей по воспитанию детей;
- жестоко обращаются с детьми;
- злоупотребляют спиртными напитками, либо допускают немедицинское употребление психотропных или наркотических веществ;
- содержат детей в антисанитарных условиях;
- имеют психические заболевания опасные для здоровья;
- оказывают на детей вредное влияние своим аморальным, антиобщественным поведением (допускают правонарушения в семейно-бытовых отношениях, превращают жилище в притон и т.д.);
- часто оставляют малолетних детей без присмотра, несовершеннолетних – без средств существования.
При постановке учащегося на учёт в ИДН или ВШК классный руководитель оформляет следующие документы:
1) заявление председателю Совета профилактики (СП) с прсьбой рассмотреть вопрос о целесообразности постановки учащегося на учёт;
2) акт обследования жилищно-бытовых условий учащегося;
3) характеристику учащегося;
4) отчёт о проделанной работе профилактической работе педколлектива, родительского комитета в отношении учащегося;
На основании данных документов и собеседования с учащимися и его родителями Совет профилактики принимает решение о постановке учащегося (ВШК, ИДН). В ИДН направляется письмо с просьбой о постановке учащегося на учёт.