ПРАВОВОЙ КВЕСТ.
Цель: формирование правовой культуры учащихся через ознакомление с основными правами и свободами человека, обобщение начальных правовых знаний у несовершеннолетних.
Задачи:
- Дать возможность почувствовать себя гражданами своей страны;
- С помощью литературных героев познакомить с правами и обязанностями;
- Способствовать формированию собственного достоинства, осознанию своих прав, свобод и обязанностей;
- Помочь детям осознать, что нет прав без обязанностей, нет обязанностей без прав;
- Развивать умение называть свои права и анализировать поступки других;
- Воспитывать уважение к другим людям, чувство коллективизма и ответственности.
Форма проведения: данное мероприятие проводится в виде игры. Игра состоит из 8 этапов. На каждом этапе команда набирает баллы. Побеждает та команда, которая наберет в сумме большее количество баллов.
Ход мероприятия:
1 этап «СОБЕРИ ПОСЛОВИЦУ»
( пословицы делятся на части, командам необходимо соединить части пословиц)
- Не воровством добывают деньги, а трудом.
- Легко воровать, да тяжело отвечать.
- Хоть с умом воровать, а беды не миновать.
- Незнанием закона никто не отговаривайся!
- Шила в мешке не утаишь.
- Каков грех, такова и расплата.
- Один раз украл, а навек вором стал.
- Знает кошка, чье мясо съела.
- Дуракам закон не писан.
- Меч правосудия не имеет ножен.
- За худые слова летит и голова.
- Права влекут за собой и обязанности.
2 этап «ПЕСЕННЫЙ»
(командам дается прослушать несколько песен, необходимо определить о каком праве поется в песне)
- «Песня бременских музыкантов» – Право на свободу передвижения.
- «Чему учат в школе» – Право на образование.
- «Песенка мамонтенка» – Право на то, чтобы ребенок не разлучался со своими родителями вопреки желанию. Право жить и воспитываться родителями.
- «Чунга-Чанга» – Право на отдых.
- «В каждом маленьком ребенке» – Право на всестороннее развитие.
3 этап «ПРАВОВОЙ»
(назвать какое право нарушено в каждой сказке)
- Какое право нарушила ведьма в отношении Аленушки в сказке «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» (Право на жизнь)
- Какое право зайца защитил петух в сказке «Заюшкина избушка» (Право на жилье)
- Каким своим правом воспользовалась лягушка в сказке «Лягушка-путешественница» (Право на свободу передвижений)
- При помощи Папы Карло, каким правом воспользовался Буратино в сказке «Золотой ключик» (Право на образование)
- Какое право Золушки нарушала мачеха, заставляя ее работать день и ночь, и не разрешая играть и развлекаться (Право на отдых и досуг)
- Опекун всемирно известного Гарри Потера перехватывает и читает письма, адресованные мальчику. Какое право мальчика он нарушает? (Право на личную жизнь, тайну корреспонденции)
- Какое право нарушил медведь в сказке, собравшись жить на крыше (Право на неприкосновенность жилища)
- Какое право нарушил Синьор Помидор, упрятав Чипполино за решетку?(Право на свободу и презумпцию невиновности)
4 этап «ВОПРОС - ОТВЕТ»
- Как называется основной закон страны? Ответ: Конституция.
- Житель нашего государства, который имеет права и выполняет обязанности. Ответ: Гражданин.
- Человек, получивший от народа право на власть. Ответ: Президент.
- Какие символы государства вы знаете? Ответ: Флаг, герб, гимн.
- Что обозначают три цвета российского флага? Ответ: Белый цвет обозначает чистоту стремлений, синий — волю к миру, красный — готовность не жалеть своей крови при защите Родины.
- Когда отмечается День России? Ответ: 12 июня, в этот день в 1990 году принято решение о независимости России, а через год состоялись всенародные выборы первого Президента России.
5 этап «СЛОВЕСНЫЙ»
(из предложенного слова составить как можно больше других слов)
- ПРАВОНАРУШЕНИЕ
- ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
6 этап «ПРАВА ДЕТЕЙ»
(команды должны ответить на вопросы.)
1. Золушка, ты погладила мне платье? - Золушка, принеси мне кофе! - Золушка, ты хочешь пойти на бал? - Я бы хотела! - Тогда перебери зерно, вымой полы, посади цветы, приготовь ужин. Когда посол приехал примерить туфельку, оставленную на балу незнакомкой, Мачеха заподозрила неладное и заперла Золушку в чулане.
Имела ли право мачеха и сёстры так обращаться с Золушкой, мог ли кто-нибудь помочь Золушке?
2. Снежная Королева превратила сердце Кая в льдинку и украла его (она посчитала, что ему будет лучше в ледяном царстве, не спросив его мнения).
Имела ли право королева забирать его себе?
3. Мачеха отправила падчерицу в лес «лютой» зимой одну за подснежниками. Могла ли падчерица не пойти в лес? Мог ли кто-нибудь защитить девочку? Куда в современном мире она могла обратиться за помощью?
7 этап «ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ»
(распределить права и обязанности школьников)
- Бесплатное образование.
- Активность в приобретении знаний.
- Уважать мнение всех учащихся и учителей.
- Удобное рабочее место.
- Посещать школу в предназначенное для этого время.
- Защита личной собственности.
- Посещение школьных мероприятий.
- Не пропускать учебные занятия без уважительной причины.
- Вести себя корректно на переменах и на уроках.
- Деловое сотрудничество с учителем.
- Соблюдать ПДД, ППБ, а также технику безопасности.
- Беречь школьное имущество.
(Права: 1; 2; 4; 6; 7; 10 Обязанности: 3; 5; 8; 9; 11; 12)
8 этап «СКАЗОЧНЫЙ ЮРИСТ»
«командам необходимо по описанию сюжета сказки увиденного глазами юриста вспомнить название сказки)
1. В этой сказке Пушкина должностное лицо грубо нарушило принцип «от каждого по способности, каждому по труду и присвоило зарплату труженика. Труженик учинил самосуд; причинив должностному лицу тяжкие телесные повреждения, приведшие к смерти.
«Сказка о попе и работнике его Балде».
2. Назовите сказку, в которой лицо с дурной репутацией под вывеской милой и обаятельной личности совершило покушение на семь несовершеннолетних душ, но было разоблачено и жестоко наказано.
« Волк и семеро козлят»
3. В этой сказке речь идёт о неком искателе приключений, который без хорошей физической подготовки отправился в путешествие с препятствиями. Хитрость и выдержка позволили ему подойти к самому финишу. Финал трагичен: герой, нарушив правила техники безопасности, погибает.
«Колобок»
4. Назовите сказку, где две сестры, завидуя третьей, идут на подлог и обман. «Аленький цветочек»
5. В этой сказке добрая птица уступила свою собственность двум лицам, пожелавшим разделить ее на части, но сумевшим это сделать. В итоге - богатство было случайно уничтожено мелкой серой личностью.
«Курочка Ряба».
Подведение итогов.