МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УПРАВЛЕНИЕ ПО ОБРАЗОВАНИЮ

АДМИНИСТРАЦИИ СОВЕТСКОГО РАЙОНА г.МИНСКА

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

"СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 178 Г.МИНСКА   имени Т.А.ЛУКЬЯНОВИЧА"

РусскийБеларускi

Меню

Главная
Skip Navigation Links

Календарь новостей

<<Апрель, 2021>>
пнвтсрчтптсбвс
1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930

Контактная информация

Адрес: г.Минск, ул.Восточная,68
Телефон:
+375 (17) 266-22-91
Электронная почта: sch178@minsk.edu.by
Регистрационное свидетельство: №1141101813 от 23.06.2011г.
Besucherzahler
счетчик посещений

 

Психологическая готовность ребенка к школе

Школа, даже обучение в ней строить в игровой форме, тем не менее по сути своей уже некоторая регламентация, ограничения, обязательность дисциплины. Все это требует очень сильной психологической перестройки, перестройки деятельности. Поэтому проблема адаптации, особенно в первом классе, представляющем наиболее трудный период,  - одна из самых серьезных.

Успешное решение задач развития личности ребенка, повышение эффективности обучения, благоприятное профессиональное становление во многом определяются тем, насколько верно учитывается уровень подготовленности детей к школьному обучению.

Готовность к школьному обучению состоит из множества различных компонентов: это и физиологическая готовность (сформированность скелета, мышц, а также определенных мозговых структур, нервно-психических функций), и интеллектуальная готовность освоить школьную программу (которая в первом классе по силам почти каждому)  и  психологическая готовность.

Под психологической готовностью к школьному обучению понимается необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников. В структуре психологической готовности принято выделять:

1. Личностная готовность. Включает принятие школьником новой социальной позиции – позиции школьника, который имеет круг прав и обязанностей. Позиция школьника обязывает занять иное, по сравнению с дошкольником, положение в обществе, с новыми для него правилами. Эта личностная готовность выражается в определенном отношении ребенка к школе, к учителю и учебной деятельности, к сверстникам, родным и близким, к самому себе. Отношение к школе. Выполнять правила школьного режима, своевременно приходить на занятия, выполнять учебные задания в школе и дома. Правильно воспринимать ситуации урока, правильно воспринимать истинный смысл действий учителя, его профессиональную роль. Отношение к сверстникам. 

Родные должны относиться к будущему школьнику, его учению, как к важной содержательной деятельности, гораздо более значимой, чем игра дошкольника. Учение для ребенка становится основным видом его деятельности.

Также крайне важной является мотивация ребенка: готовым к школе ребенок будет, если школа привлекает его не внешней стороной (например: атрибуты школьной жизни – портфель, учебники; не взрослость, которую дает статус ученика) а возможность получить новые знания, то есть познавательный интерес.

Родителям важно знать как их ребенок готов к принятию новой социальной позиции - положения школьника, имеющего круг важных обязанностей и прав, занимающего особое положение в обществе, отличающее его от дошкольника.

Выясните, как ребенок относится:

а) к школе,

б) учебной деятельности,

в) учителям,

г) к самому себе.

Предложите ребенку нарисовать, какой ему представляется школа, учительница. Побеседуйте о школе с ребенком и его друзьями. Задавайте косвенные вопросы типа "Если бы можно было учиться в детском саду или дома, то пошел бы ты в школу? "

Если ребенок не имеет желания учиться, не имеет действенной мотивации, то его интеллектуальная готовность не будет реализована в школе. Существенного успеха в школе такой ребенок не достигнет, необходимо заботиться о формировании социально-психологической готовности ребенка.

Не всегда высокий уровень интеллектуального развития совпадает с личностной готовностью ребенка к школе.

Такие ученики ведут себя в школе "по-детски", учатся неровно. При непосредственном интересе успехи будут, но если необходимо выполнить учебное задание из чувства долга и ответственности, то такой ученик делает его небрежно, наспех, ему трудно достичь нужного результата.

2. Интеллектуальная готовность. Предполагает наличие у ребенка кругозора, запаса конкретных знаний, аналитическое мышление (способность постигать связи между явлениями). Логическое запоминание, овладение на слух речью, развитие тонких движений руки.

Проверка: - нарисовать человека, мужчину. – Скопировать несколько слов, написанных прописью (Он ел суп).

Рекомендации по психологической подготовке:

1. Организуйте распорядок дня: стабильный режим дня; полноценный сон; прогулки на воздухе.

2) Формируйте у ребенка умения общаться Обратите внимание на то, умеет ли ваш ребенок вступать в контакт с новым взрослым, с другими детьми, умеет ли он взаимодействовать, сотрудничать.

3)Уделите особое внимание развитию произвольности Учите ребенка управлять своими желаниями, эмоциями, поступками. Он должен уметь подчиняться правилам поведения, выполнять действия по образцу.

4)Ежедневно занимайтесь интеллектуальным развитием ребенка Во время прогулок наблюдайте изменения в природе. Используя лото и книги, учите с ребенком названия: диких и домашних животных, птиц, полевых и садовых цветов, деревьев, предметов посуды, предметов мебели, одежды, головных уборов, видов обуви, игрушек, школьных принадлежностей, частей тела, названия городов, названия любимых сказок и их героев. Внимание! Ребенок 6 лет не может работать долго: 10- 15 минут - вот предел, а потом он должен отдохнуть, отвлечься. Потому все занятия должны быть рассчитаны на 10-15 минут.

5)     Составляйте рассказы по картинкам Развивайте связную речь детей. Учите пересказывать сказки, содержания мультфильмов. Научите ребенка различать и правильно называть основные геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник), сравнивать и различать предметы по величине (больший, меньший) и цвету. Научите ребенка считать до 10 и обратно, сравнивать количество предметов (больше, меньше, столько же). Познакомьте с изображением цифр (не надо учить их писать, только знать) Научите определять положение предметов на плоскости, знать слова, обозначающие местоположение и правильно понимать их значения: впереди, сзади, справа, слева, сверху, над, под, за, перед.

6) Развитию мелкой моторики руки ребенка помогут рисование, штриховка, раскрашивание (но - небольших поверхностей), нанизывание бусинок, пуговиц, лепка, определение вслепую формы предметов (сначала самых простых, потом можно усложнять), игры с мелкими предметами (мозаика). Внимание! При выполнении любых письменных заданий следите за правильным положением ручки (карандаша), тетради, позой школьника! Рука не должна быть сильно напряжена, а пальцы - чуть расслаблены. Копируйте фигуры. Это задание способствует развитию координации, умению правильно воспринимать фигуры, расположенные на плоскости листа, различать прямые, кривые, наклонные соблюдать соотношение штрихов и положения фигур между собой. Внимание! При выполнении графических задании важны не быстрота, не количество сделанного, а точность выполнения - даже самых простых упражнений. Продолжительность работы - 3-5 минут, затем отдых, переключение и, если не надоело, еще 3-5 минут работы. Не переходите к следующим заданиям, если не освоено предыдущее (линии должны быть четкими, ровными, уверенными).

Как проверить готовность ребенка к обучению в школе?

Чтобы ответить на эти вопросы, надо внимательно наблюдать за поведением ребенка во время общения, любой игры с участием сверстников или взрослых (лото, развивающие игры и т.п.). Не вмешивайтесь, не подсказывайте ему, как себя вести, не подталкивайте его к каким-либо действиям. Помните: ваша цель - наблюдение. Основой для наблюдения могут стать следующие вопросы:

- Легко ли ваш ребенок вступает в контакт с незнакомыми детьми?

- Нравится ли он сам себе?

- Часто ли ваш малыш обижается и плачет?

- Участвует ли он в играх-соревнованиях?

- Есть ли у ребенка желание играть со сверстниками?

- Следует ли ребенок правилам игры?

- Считается ли с другими как с партнерами?

- Умеет ли управлять своим поведением?

- Принимают ли его в игру знакомые дети?

- Умеет ли он организовывать игру (придумать сюжет, распределить роли и т. д.)?

- Бросает ли игру при неудаче?

- Часто ли он участвует в драках?

- Как малыш выходит из конфликтных ситуаций?

- Какое у него чаще всего настроение, часто ли оно меняется?

- Разговорчив ли ваш ребенок или молчалив?

- Спокойный ли у него сон?

 - Есть ли у вашего малыша друзья?

- Умеет ли ребенок отстаивать свое мнение?

- Есть ли у него трудности с речью?