МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УПРАВЛЕНИЕ ПО ОБРАЗОВАНИЮ

АДМИНИСТРАЦИИ СОВЕТСКОГО РАЙОНА г.МИНСКА

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

"СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 178 Г.МИНСКА   имени Т.А.ЛУКЬЯНОВИЧА"

РусскийБеларускi

Меню

Главная
Skip Navigation Links

Календарь новостей

<<Апрель, 2021>>
пнвтсрчтптсбвс
1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930

Контактная информация

Адрес: г.Минск, ул.Восточная,68
Телефон:
+375 (17) 266-22-91
Электронная почта: sch178@minsk.edu.by
Регистрационное свидетельство: №1141101813 от 23.06.2011г.
Besucherzahler
счетчик посещений

 

«Моя пионерская жизнь»,

отдельная глава моей жизни.

 

Я училась в школе №1 г. Минска. В 1946 году я поступила в первый класс. Школа расположена за Бетонным мостом на Койдановском тракте. Она была построена до войны в районе частных застроек улиц Могилёвской, Каменной, Асовиахимовской, Сенницкой.Теперь СШ №1 находится по-прежнему там же, только Койдановский тракт переименован в улицу Чкаловскую. (Приложение 1)

   Во время войны, по некоторым сведениям, в помещении школы находились немецкие конюшни. У меня хранится вырезка из газеты, где изображена наша школа в первые месяцы оккупации. (Приложение 2)

     Школа была только что отремонтирована, поэтому учебный год начался с небольшим опозданием. В 1946-1947 году в школе учились и девочки, и мальчики вместе. В 1947 -1949 гг. школа была женской. Мальчики учились в школе № 18, которая находилась на третьем этаже нашей школы и имела отдельный вход. Когда мы были уже в четвёртом классе, нас опять объединили. Учила нас Надежда Семёновна Гусева. (Приложение 3)

   В декабре 1948 года меня вместе с достаточно большой группой учеников приняли в пионеры. Было очень празднично и торжественно, когда мы читали клятву юного пионера, после чего нам всем повязали красные шёлковые галстуки. Нужно отметить, что вступить в ряды пионеров мог не каждый ученик. Коллектив класса решал, кого рекомендовать в пионеры, и требования к кандидатам в пионеры предъявлялись серьёзные. Не могу сказать, как это происходило в других классах и школах, у нас это было так. Желание носить красный галстук было у многих, это считалось почётно и ответственно. Это было стимулом к хорошей учёбе, активному участию в жизни класса. Мы были хорошими помощниками нашей учительницы Надежды Семёновны, которая учила нас в 3 и 4 классах. (Приложение 4)

   Из вступивших в пионеры учеников сразу был организован пионерский отряд. А так как наш класс был очень большой, и много учеников сразу стало пионерами, то отряд разбили на пионерские звенья. Вся пионерская жизнь протекала в звеньях. Кто-то следил за чистотой в классе, кто-то проверял подготовку к уроку, кто-то помогал слабым ученикам. Самое большое наказание было, если с пионера за плохое поведение и плохую учёбу снимали пионерский галстук на некоторое время, за которое он должен был исправиться. Мы воображали себя «тимуровцами». (Приложение 5)  

Мы любили после уроков читать книги вслух, что было очень часто. Как правило с нами была наша учительница. Так мы прочитали «Повесть о Зое и Шуре», «Повесть о сыне» и много других книг. У нас было заведено вести дневники, где каждый записывал названия, автора и краткое содержание прочитанных нами книг. Мы советовали друг другу что-то прочитать, любили пересказывать содержание понравившихся книг и делились ими друг с другом. К тому же мы все были записаны в школьной библиотеке. (Приложение 6)

   Сборы отряда также проводились несколько раз в учебном году. Обычно это было связано с окончанием четверти или с какой-либо датой. Это был праздник отряда. Мы надевали пионерскую форму, если она была, или парадную школьную. Звеньевые рапортовали председателю совета отряда, отмечали отличившихся в хороших поступках и порицали оплошавших. Всегда был праздничный концерт, который мы всегда готовили сами без помощи взрослых. Зачастую танцевали «под язык», но это нас не смущало. Пионерские отряды классов образовывали пионерскую дружину школы и выбирался совет дружины. Торжественные сборы дружины проходили несколько раз в год в актовом зале. (Приложение 7)

     В годы моего пионерства было принято устраивать пионерские «костры». Память сохранила один из таких костров, который был устроен в клубе им. Дзержинского. Делегаты нашей школы шли на это мероприятие под пионерским школьным флагом с горном и барабаном. Транспорт нас пропускал. На сцене был устроен «костёр» из электрических лампочек и красной ткани. Очень правдоподобно и красиво. Концерт давали настоящие артисты. Было очень торжественно и интересно. До вступления в комсомол я была и звеньевой, и председателем отряда, и членом совета дружины школы. Это была хорошая школа жизни. Она учила нас быть самостоятельными и инициативными. Никто за нас ничего не делал и заставлять нас тоже не нужно было.

Большая часть моей пионерской жизни протекала в стенах Минского городского дворца пионеров, который находился на углу улиц Кирова и Энгельса. Сначала это было участие в хоровом кружке. Помню, как готовилась большая композиция с участием хора, танцевальной группы и чтецов. Музыкальную часть с нами готовил Марьян Носко, в то время ещё совсем молодой белорусский композитор. Мне кажется, что и музыка была написана им. Чьи стихи были, я не помню. Но запомнила слова и песни:

Праз лугі-разлогі,

Паміж рэчак звонкіх

Праляглі дарогі

У розныя старонкі.

Кожны кут радзімы -

Гэта цуд і казка.

Кліча край любімы:

“Дзеці, калі ласка”.

Будучи в шестом классе я стала посещать драматический кружок, которым руководила Зинаида Яковлевна Лидская, в прошлом актриса Купаловского театра. С постановкой спектакля “Всё хорошо, что хорошо кончается” мы часто выступали не только во дворце пионеров, но и за его пределами. В это время мне часто поручали вести концерты. Это было очень ответственно и интересно. Перед каждым концертом мне и другим участникам выдавали пионерскую форму, которая специально хранилась в костюмерной дворца. Это было сделано потому, что не каждый участник имел такую форму. Такое было время.В этой форме я сфотографирована с Владиславой Францевной Луцевич – женой Янки Купалы и поэтессой Эди Огнецвет. Это произошло на празднике в Вязынке в 1951 году. (Приложение 8). С дворца пионеров на праздник была отправлена танцеальная группа и как ведущая я. Вместе с нами на празднике присутствовали школьники из Каунаса. Мы с ними проводили много времени до их отъезда домой. На празднике были корреспонденты белорусского радио, которые предложили мне вести воскресную передачу “Юные ленинцы”на радио. Её я вела с минскими школьниками Вадимом Добкюнасом и Аликом Минкевичем. Тогда же режисёром В. Кухтой была поставлена радио-пьеса “Суседзі” на белорусском языке, где у меня была роль и где мне пришлось даже петь песенку про весёлое звено.

Со дворцом пионеров я была связана до десятого класса. В этом году ему исполнилось 80 лет. Теперь это Национальный центр художественного творчества детей и молодёжи. Недавно мы с группой ребят посетили выставку детских творческих работ, которая была там расположена. Хотя многое там изменилось, приятно было вспомнить те годы, которые я провела в этих стенах,

Прошло уже 60 лет со дня окончания школы, а память перелистывает воспоминания как листы интересной книги, отдельная глава которой «Моя пионерская жизнь».

Приложение 1

Современный вид моей школы №1.

 

Приложение 2

Вид на школу со стороны Бетонного моста.

Вырезка из газеты. Ошибочно указано её местонахождение.

Приложение 3

1947-1948 учебный год. 2 «Г» класс

Приложение 4

1949-1950 учебный год. 4 «Г» класс с Надеждой Семёновной

Приложение 5

Актив 6 «Г» класса. 1951-1952 гг.

Приложение 6


Любимые нами книги

Приложение 7


Совет дружины школы № 1 г. Минска. 1951-1952 гг.

Приложение 8


На снимке Владислава Францевна Луцевич

Эди Огнецвет и я на празднике в Вязынке. 1951 г.